Уточнение мысли путем обобщения

Оно также обычно ограничи­вается одним актом, хотя это не исключает многократного его применения. Пределом обобщения являются наиболее широкие по объему имена — категории. Так, последовательное обобщение имени «четырехугольник» дало бы нам следующую цепочку имен: «четырехугольник» — «многоугольник» — «геометрическая фигу­ра» — «математическая абстракция» — «абстракция» — «мысль». Нужно заметить, что вопрос к ограничению «Какие именно предметы данного рода обладают этим признаком?» имеет и другую вопросительную интенцию, которая может вынудить отвечающего перечислять виды того рода предметов, о котором он высказался. Например, на уточняющий вопрос к высказыванию «Осенью птицы улетают на юг» — «Какие именно птицы осенью улетают на юг?» — спрашиваемый мог ответить, что осенью на юг улетают аисты, гра­чи, журавли, ласточки и другие перелетные птицы. Такой ответ наэтот вопрос тоже является правомерным, но здесь мы имеем дело с другой логической операцией, речь о которой пойдет позже. Совокупность предметов (десигнатов имени), составляющих объем имени, называется классом. Мысленно оперируя с ними, можно создавать новые сочетания, новые классы. В практике мышления и речевого общения такого рода действия совершаются очень часто. Мысленные действия с объемами имен, приводящие к образова­нию новых объемов, называются операциями с классами. Основными из них являются объединение классов (логическое сложение), пересе­чение классов (логическое умножение), исключение из класса (логи­ческое вычитание) и образование дополнения к классу (отрицание класса).

Комментарии запрещены.