Обоснования ложности

Апагогический способ обоснования является чрезвычайно экономным и эффективным приемом доказательства и опровержения, потому что опирается на принцип исключенного третьего и относительную простоту обоснования ложности общих утверждений и истинности частных. Для того чтобы убедиться в истинности частного утверждения или ложности общего, достаточно сослаться на отдельный факт. Например, чтобы доказать утверждение, что некоторые овцы в отаре не являются серыми, нужно просто найти в ней одну черную овцу. Этим фактом как раз и будет опровергнуто утверждение о том, что все овцы в отаре серые.

Для этого вида опровержения характерны те же способы, что и для опровержения тезиса. Однако в отличие от первого вида выявление ложных аргументов не тянет за собой отклонение тезиса, который при этом остается необоснованным. В ходе обсуждения истинность доводов или источник их происхождения могут быть подвергнуты сомнению. В этом случае доказательство тезиса должно быть признано несостоятельным, а вопрос об истинности тезиса — нерешенным.

Доводы могут быть отвергнуты разными способами. Здесь мы рассмотрим типичные ситуации, в которых проявляются погрешности в комплексе доводов.

В ходе обсуждения может выявиться, что ктото для обоснования своего мнения использовал ложные доводы. Поэтому ход обсуждения направляется на эти доводы для того, чтобы убедить присутствующих в их ложности.

Комментарии запрещены.