Класс объектов

Что касается соотносительных имен, то их употребление в безотносительном смысле может привести к недоразумениям. Например, деталь является частью узла автомобиля, а узел есть целое своих деталей. В свою очередь, узел является частью автомобиля. Однако это вовсе не значит, что узел безотносительно можно назвать и целым и частью (кому как вздумается). То же самое можно сказать об отношении класса и его элемента. Класс объектов может стать элементом более широкого класса, в отношении к которому он перестает быть классом. Поэтому нельзя сказать, что какоето собрание предметов одновременно и в одном отношении является и классом, и элементом. Например, типы позвоночных животных можно рассматривать как элементы класса этих животных, в свою очередь, млекопитающие, например, являются классом в отношении к тем животным, из которых они состоят. Таким образом, млекопитающие являются элементом класса «тип позвоночных животных», но классом в отношении, скажем, к парнокопытным. Безотносительно к этим животным млекопитающие не являются ни классом, ни элементом. Как безотносительные имена «класс» и «элемент» не имеют смысла.

Непонимание отмеченных здесь особенностей собирательных и соотносительных имен приводит не только к недоразумениям, но и кажущимся непреодолимым противоречиям или парадоксам, о чем речь пойдет ниже.

Мы рассмотрели некоторые логические особенности имен, которые могут порождать недоразумения и конфликты в человеческом общении. Знание их и выработка практического навыка по их обнаружению позволяет во многих случаях упреждать конфликтные ситуации и снимать напряжение в коммуникативных процессах, добиваться взаимопонимания и согласия с меньшей затратой нервной энергии.

Перечисленные выше свойства имен порождают двусмысленность предложений, которая называется амфиболией. Амфиболия бывает трех видов — звуковая, письменная и смешанная.

Комментарии запрещены.