Дихотомические вопросы

Дихотомическими называ­ются вопросы, основу которых составляет законченное повество­вательное предложение, а ответы на них сводятся к подстановке в основу вопроса вместо вопросительной частицы «ли» утвержде­ния «да» или отрицания «нет». Например, на вопрос «Отменяются ли завтра занятия?» возможны только два ответа: «Да, завтра заня­тия отменяются» или «Нет, завтра занятия не отменяются». На вопрос «Правда ли, что Минск основан в 1067 году?» также воз­можны только два ответа, но в этом случае утверждение и отрица­ние выражаются словами «правда» или «неправда»: «Правда, что Минск основан в 1067 году» или «Неправда, что Минск основан в 1067 году».

Из двух возможных ответов на дихотомический вопрос один является обязательно истинным, а другой — обязательно лож­ным. Они, таким образом, противоречат друг другу и находятся в отношении взаимного отрицания. При кажущейся схожести приведенных в качестве примеров вопросов между ними существует принципиальное отличие. Вопросы, подобные первому, ставятся с целью выяснения дей­ствительного положения вещей, когда спрашивающий хочет уз­нать, как обстоит дело с предметом в действительности. Вопросы, подобные второму, ставятся с целью устранения сом­нений относительно сведений, известных спрашивающему, но в истинности которых он не уверен то ли вследствие недоверия к источнику информации, то ли вследствие того, что эти сведения каким-то образом не согласуются с его представлениями. Это принцйпиальное различие дает основание среди дихото­мических вопросов выделить две их разновидности. Вопросы, которые требуют одного из двух ответов «да» или «нет», будем называть вопросами к разрешению, а вопросы, требующие ответов «правда» или «неправда», — вопросами к уверенности. Первые от­носятся к предметам объективной реальности, а вторые — к выс­казываниям об этих предметах. Это обстоятельство определяет и отличие их языковых форм. Вопросы к разрешению и ответы на них являются выражениями объектного языка, а вопросы к уве­ренности и ответы на них — выражениями метаязыка.

Комментарии запрещены.